Нам с детства вдалбливают, что наши учителя, начальники и лидеры - всегда правы. Большую часть времени мы просто перестаём смыслить: мы либо безоговорочно принимаем чужое мнение, даже если с ним не согласны, либо "проявляем толерантность" и позволяем другим "верить в то, во что они хотят верить". Мы почти никогда не вспоминаем о третьей возможности - оспорить чужое мнение.
Если другие соглашаются с нами или уходят от конфликта, оставаясь при своём мнении, мы остаёмся запертыми в нашей маленькой реальности. Нам всегда нужен кто-то, кто бы нам возразил. Однако очень не многие сделают это для нас, поскольку знают, что мы ответим им тем же и будем требовать доказательства уже их правоты. Когда наши самые фундаментальные представления подвергают сомнению, это неприятно, это нервирует и в нашем обществе считается подобное проявлением агрессии. Именно по этому практически всем из тех, кто меня знает, так не просто со мной общаться. Большинство людей просто отказываются так поступать, если их не вынудить - изводить вопросами и ироническими замечаниями, пока кто-нибудь наконец не очнётся и не перейдёт в контратаку.
Но нужно ли в действительности осуждать такое поведение? Если вдуматься, образование, которое не бросает вызов идеям учеников и не меняет их - плохое образование. Или тот же врач, если он не относится к медицине со здоровым скептицизмом, будет не более чем больничным автоматом выдающим лекарства в соответствии с заложенной программой. Интеллектуальный стычки болезненны не менее, чем физические. Но многие из них, как правило, ведут к разным открытиям. Как глобальным, так и личным.
Если другие соглашаются с нами или уходят от конфликта, оставаясь при своём мнении, мы остаёмся запертыми в нашей маленькой реальности. Нам всегда нужен кто-то, кто бы нам возразил. Однако очень не многие сделают это для нас, поскольку знают, что мы ответим им тем же и будем требовать доказательства уже их правоты. Когда наши самые фундаментальные представления подвергают сомнению, это неприятно, это нервирует и в нашем обществе считается подобное проявлением агрессии. Именно по этому практически всем из тех, кто меня знает, так не просто со мной общаться. Большинство людей просто отказываются так поступать, если их не вынудить - изводить вопросами и ироническими замечаниями, пока кто-нибудь наконец не очнётся и не перейдёт в контратаку.
Но нужно ли в действительности осуждать такое поведение? Если вдуматься, образование, которое не бросает вызов идеям учеников и не меняет их - плохое образование. Или тот же врач, если он не относится к медицине со здоровым скептицизмом, будет не более чем больничным автоматом выдающим лекарства в соответствии с заложенной программой. Интеллектуальный стычки болезненны не менее, чем физические. Но многие из них, как правило, ведут к разным открытиям. Как глобальным, так и личным.